Праздничный портал - Wedmarka
Поиск по сайту

Сценарий игровой программы «Старые игры по новому. Сценарий праздника народных игр "веселимся мы, играем и нисколько не скучаем" Развлечение праздник народных игр

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества

городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

Сценарий весеннего

праздника народных игр

«Играем вместе!»

Зыряновой М.В., педагог

дополнительного ообразования

Чегдомын 2014

Проведение спортивно- тематического праздника способствует приобретению опыта общения, знакомит с русскими народными играми и загадками. Это привлекает детей к русской культуре, воспитывает уважение к родным традициям. Ведущие - дети объединения «Лечебная физкультура», педагог осуществляет помощь при необходимости.

Цель: Привлечение внимания к русской культуре через знакомство детей с русскими народными играми.

Оборудование : галстуки, скакалки, рисунки на весеннюю тему и воздушные шары для украшения спортивного зала.

Место проведения: спортивный зал.

Праздник проводится в спортивном в зале, который украшен детскими рисунками: в центре - солнце и птицы, внизу - цветы. Звучит музыка (трели птиц, звуки леса). Дети заходят в зал и рассаживаются по местам.

1 ведущий : Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий : Добрый день, дорогие гости!

1 ведущий : Кажется, совсем недавно мы встречали Новый Год и Рождество, радовались русской зиме. Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила весна. Сегодня мы приготовили для вас весенний праздник с русскими старинными играми. В эти игры еще играли наши прабабушки и прадедушки. В старину игры устраивали во дворах чаще всего в праздники. И, конечно, весной на улицах становилось более оживленно.

2 ведущий : Скажите, что происходит с природой весной? (дети отвечают: прилетают птицы, тает снег, начинают распускаться почки деревьев) Правильно, значит, вся природа оживает. Вот поэтому мы вас пригласили на наш праздник, чтобы вы лучше почувствовали весну, получили заряд бодрого настроения и прилив сил. Вы согласны с нами играть? (дети: да!).

1 ведущий Представляем вам детей, которые будут проводить игры:

(перечисляются имена детей, которые проводят игры) .

3 ведущий: Дорогие друзья, сейчас я вам расскажу о старинной русской игре «Горелки» . Она проводилась на народных праздниках, гуляньях, была одной из самых любимых среди детей и молодежи. В этой игре можно было наблюдать за действиями друзей и товарищей, посостязаться в беге и ловкости. Послушайте, пожалуйста, правила. Сначала нужно выбрать водящего, который будет “гореть” (отсюда и название игры). Все участники игры встают парами, взявшись за руки, друг за другом. Водящий стоит спиной к играющим на некотором расстоянии от них. Участники игры говорят нараспев слова:

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо

Птички летят,
Колокольчики звенят!»

Как только произнесут эти слова, дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны и стараются успеть взяться за руки впереди колонны. Водящий должен поймать одного из бегущих. Если дети успеют взяться за руки, то “горелка” им не страшен. Но если водящему удаётся поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а “горит” тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары. Водящий поворачивается назад и догоняет убегающих только после слов: “Колокольчики звенят!”. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: “Колокольчики звенят!”. Выигрывают те, которые ни разу не были пойманы.

1 ведущий : Начало Нового года у многих народов по древнему календарю приходится на начало весны. На Руси Новый Год начинался с марта. Новолетье (новый год) отмечали в первый весенний праздничный день, который по современному календарю приходится на 14 марта (первая встреча весны).

2 ведущий : По святцам – это день преподобномученицы Евдокии, которую в простонародье называли Авдотьей – Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, оседать. В этот день узнавали о том, какое ожидается лето. Существовала примета: «На Весновку погоже – все лето пригоже». Вторая русская старинная игра “Золотые ворота”

4 ведущий . Сейчас мы поиграет в русскую народную игру «Золотые ворота». Здесь можно посостязаться в быстроте и ловкости, которые всегда были ценными качествами. Послушайте, пожалуйста правила. Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки и берут друг друга за руки - это ворота. Остальные игроки становятся в колонну, берут друг за друга за пояс, образуя цепочку. Цепочка ходит «паровозиком» входя и выходя из ворот, хором произнося речитатив:

«Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!»

«Цепочка» во время чтения стиха быстро входит и выходит из ворот, с последними словами игроки-ворота опускают руки - ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Выигрывают те игроки, которые оказались не пойманными воротами. Игра заканчивается, когда в цепочке осталось 2-3 игрока, они становятся победителями. Дети играют в «Золотые ворота».

1 ведущий: Весна – замечательное время года, когда пробуждается и оживает природа. Предлагаем вам отгадать загадки о весне. (Если у детей появляется затруднение им читается слово - отгадка наоборот.)

1. Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла...

(ансев)

2. Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц...

(трам)

3. Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел...

(ьлерпа)

4. Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает...

(йам)

5. Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы...

(кинчеровкс)

6. Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут...

(одзенг)

Дети разгадывают загадки и команды получают по солнышку.

Стоит ствол,

На стволе – кол,

На колу – дворец,

Во дворце – певец,

А кто это … (скворец)

2 ведущий : Русские старинные игры подразумевали состязание в беге, ловкости. Мы предлагаем вам поиграть в замечательную старинную русскую игру «Салки».

5 ведущий. Сейчас мы поиграем в старинную русскую игру «Салки».

Здесь оценивается умение быстро бегать. Игра веселая интересная, динамичная, помогает развивать быстроту. Выбирается водящий – он должен догонять игроков и пятнать их, то есть «салить». Пойманный становится «водящим» и должен бегать за остальными участниками. Чтобы дать отдых водящему, можно включить следующее правило: нельзя сразу пятнать водящего, он «горячий» и его можно снова ловить через минуту, когда они «остынет». Это предупреждает переутомление играющих. Выигрывают те, кто ни разу не были пойманными. Дети играют в «Салки»

1 ведущий: Продолжаем наш весенний игровой праздник Стихотворением Федора Тютчева «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идёт! Весна идёт! И тихих, тёплых майских дней Румяный светлый хоровод Толпится весело за ней.

Яркое весеннее солнце топит зимние снега, и они превращаются в ручейки. Ребята, давайте поиграем в игру «Ручеек»?

6 ведущий «Ручеек» - русская народная , и звестная с давних пор. О ручейках в народе сложено много песен, сказок, стихов. Ручейки – чистые источники, украшающие нашу землю. А весной они дарят нам весеннее настроение, радуя своим звенящим журчанием. Всем участникам нужно разбиться на пары, игроки каждой пары берутся за руки. Они встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. Водящий входит в коридор и выбирает себе пару, а освободившийся человек становится водящим. Чем быстрее течёт «ручеёк», тем веселее. Смысл игры для участников сводится к возможности постоять, взявшись за руки со своими друзьями. Дети играют в «Ручеек».

2 ведущий : Водоемы оттаивают и на берегах рек и озер появляется много рыбаков. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Поймай рыбку».

3 ведущий Сейчас мы поиграем в игру «Поймай рыбку». Ловля рыбы- была одним из увлечений и промыслов русского народа. На рыбалке и отдыхали и делали рыбные запасы. Эта игра символизирует и труд и забаву. Выбирается «водящий» - он встает в центр, у него за пояс закреплена длинная веревочка, к концу которой привязан небольшой предмет (рыбка»). Веревочка должна быть длинной и доставать до земли. Водящий начинает убегать, участники бегают за ним, пытаясь наступить на рыбку. Выигрывает водящий, который дольше других «сохранил» свою рыбку.

1 ведущий : Сейчас мы еще в одну в русскую народную игру «Удочка», которая тоже символизирует рыбалку.

4 ведущий Игроки становятся по кругу, они - “рыбки”, а ведущий в центре круга “рыбак”. Игра начинается: “Рыбак” спускает с руки удочку и начинает поворачиваться вокруг своей оси, а “рыбки” должны перепрыгивать через удочку, а “рыбы” поочерёдно начинают подскакивать, стараясь не попасться на крючок. А кто пойман – задет удочкой по ногам - выходит из круга. “Рыбак” крутит удочку в другую сторону. Так, один за другим, игроки выбывают из игры. Игра кончается, как только выбыл предпоследний игрок. А последний, самый ловкий, считается выигравшим, ему в награду вручается удочка, и он становится “рыбаком”. Дети играют в «Удочку».

2 ведущий Вот и подошел к концу наш праздник. Я думаю все остались довольны и хорошо провели время. Закончим наш праздник стихотворением:

Весна! Весна красна!

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными,

С весенними ливнями!

Входи, Весна, в каждый дом!

Тебе, Весна, все рады!

2 ведущий : А теперь каждый участник праздника получит небольшой сувенир на память.

Дети подходят к организаторам по очереди, получают призы.

Народные игры.

Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские народные игры

Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

Весёлые подвижные игры - это наше детство. Мы все помним как играли в прятки, ловишки, догонялки, салочки и многие другие. Откуда возникли игры? Кто их придумал? Конечно народ. Народные игры пришли к нам издалека и сохранились до наших дней. Они передавались из поколения в поколение. Дети собирались вечером на улице и бегали не зная устали, играя то в горелки. то в салки, то в лапту. Это были летние игры, а зимой они устраивали игры в снежки, катались с горок, на лошадях катались. В них вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте и смелости. Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка, и поэтому это одно из главных средств воспитания.

"Заря - заряница"

Игроки становятся лицом в круг и держат руки за спиной. Водящий ходит по кругу за спинами игроков со словами:

-«Заря - заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обранила, ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые, за водой пошла!»

С последними словами водящий кладёт ленту одному из игроков, игрок заметив это быстро берёт ленту и бегут в разные стороны, чтобы вперёд занять пустое место. Кто останется без места, становится водящим.

"Золотые ворота"

Пара игроков делают воротики в центре зала. Напротив парами становятся все остальные игроки. Водящие, первая пара, отдельно стоящие говорят:

"В золотые ворота проходите, господа: первый раз - прощается, второй раз - запрещается, а на третий раз - не пропустим вас! В это время проходят в "ворота" и становятся сразу за водящим в колонну. По окончанию текста, водящие стараются дотронуться до игроков, которые проходили в этот момент, эта пара и становится водящей

БУБЕНЦЫ .
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:


Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

ФАНТЫ

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

"Да" и "Нет" не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

Ведущий ведёт примерно такой разговор:

Что продаётся в булочной?

Хлеб.

Какой?

Мягкий.

А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?

Всякий.- Из какой муки пекут булки?- Из пшеничной. И т.д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.


МЯЧИК К ВЕРХУ.

Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.


Игровая .

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Молчанка .

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

Сосед, подними руку.

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется

Игра "Гуси "

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"

Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так -

Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Га-га-га!

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

Игра "Лягушки"

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!.." - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Весёлые, как девочки,

Проворные, как мальчики,

Зелёные, как листки,

Прыгучие, как мячики -

Весёлые,

Проворные,

Прыгучие подружки -

Зелёные,

Зелёные,

Зелёные лягушки!

Все квакают и квакают

И слышно вдалеке:

Ква-ква! Ква-ква!

Бре-ке-ке!


Игра "Воробушки"

Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте.

Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор, пока не произнесут: "И на дерево от кошки - Шур! - скрылась!"

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

Воробушки, бойтесь кошки -

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадёте рыжей кошке -

Мур-мур-р-р! - в лапы.

Стайка дружных воробьишек -

Чик-чирик! Слетела с крыши,

Посидела на скамейке,

Полетала по аллейке,

Поклевала быстро крошки

И на дерево от кошки -

Шмур-р-р! - скрылась.

Игра "Щенок"

Чтобы поиграть в эту игру, надо выбрать площадку, на которой есть дерево, кустик, - такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч-"ватрушку".

Один из играющих - щенок, другой ребенок - хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: "Гав!" Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит "ватрушку", он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит "ватрушку" хозяин, щенок должен "служить": хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его - тогда они вместе "идут домой". А если щенок убежит, играющие меняются ролями.

Ну, как я мог?

Ну, как я мог?

Я так щенка обидел!

Пропал щенок,

Пропал щенок,

Никто его не видел.

А он хотел,

А он хотел,

Попробовать ватрушку...

Вернись щенок,

Вернись щенок,

Коричневые ушки.

Горелки.

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.


Мороз-Красный нос

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.


Лягушки в болоте.

С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой).. лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Лиса и куры

Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.


Лошадки.

Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Воробушки и кот.

Дети-воробушки прячутся в свои гнёздышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.


Курочка-хохлатка.

Воспитатель изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: "Ко-ко,

Не ходите далеко".

Приближаясь к кошке, он говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка...

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

Игра «Уголки»

Мышка, мышка
Продай уголок
За шильце, за мыльце
За белое полотенце,
за зеркальце!

Игра «Башмачки»

Вот сидит малыш
До чего же хорош
До чего же хорош -
Ну, а ножки то босы!
Раз, два, три,
К башмакам беги!

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота-
Проходите детвора
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз - прощается
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

Игра «Уголки»

А вот игра «Уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки сопровождаются подпевкой. Подпевки имеют место в народных играх:

Мышка, мышка
Продай уголок
За шильце, за мыльце
За белое полотенце,
за зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками, а водящий старается занять освободившийся уголок.

Игра «Башмачки»

А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;

Вот сидит малыш
До чего же хорош
До чего же хорош -
Ну, а ножки то босы!
Раз, два, три,
К башмакам беги!

Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь.

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота-
Проходите детвора
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз - прощается
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас! Водящий - «большая птица» - становится в середину круга. Воробушки, прыгая на двух ногах, то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него.
Большая птица, бегая в круге, не дает воробушкам собирать зерна и «клюет» их, дотрагиваясь рукой до игроков, оказавшихся внутри круга.
Воробушек, которого клюнула большая птица, продолжает играть. Воробушки стараются бодольше побыть в круге, увертываясь от большой птицы.
Воспитатель отмечает тех воробушек, которых она коснулась рукой. Наиболее ловкими считаются те, которых водящий ни разу не коснулся рукой.

Примечание:
Игра может продолжаться до 30 секунд. Ее можно повторять до нескольких раз с перерывами для отдыха до 1 минуты.

Предлагаю поиграть вот в такие веселые русские народные игры зимой для детей как игра «В льдинку» и «Метелица».

«Метелица».

Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.

Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:

Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится -
Тот заметелится!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.
Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

« В льдинку».

Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:

Капитан, капитан,
Не бей льдинкой по ногам,
По кривым сапогам!
У тебя нос сучком,
Голова лучком,
Спина ящичком!

На это водящий отвечает:

Скачу по дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горам.
Бух! По ногам!

Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.
Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру. Задачей играющих было загнать ледышку в котел. А сторож должен следить за тем, чтобы ледышка в котел не попала.
Играющие загоняли ледышку клюшками или просто крючковатыми палками. Ими они перебрасывали льдинку друг другу, выбирая момент, чтобы совершить неожиданный бросок в котел.
Тот, кому это удавалось, становился сторожем.

Игра в «Звонари».

А играли на Руси в неё так.

Выбирались двое ребят: один с колокольчиком-»звонарь», другой-»жмурка».
Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга.
«Жмурке» завязывали глаза.
«Звонарь», приговаривая: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!»-увёртывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Змейка».

Рисовали большой круг, вокруг которого садились играющие. За кругом ходил водящий.
Неожиданно он бросал на середину круга веревку-»змейку».
Все вскакивали, стремясь как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выбывал из игры.
Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивал её до тех пор, пока на неё смог встать только один участник игры.
Этот участник становился водящим, и игра начиналась сначала.


Галина Мамонова
Фестиваль русских народных игр

Физкультурно-музыкальный досуг для детей всех возрастных групп

«Фестиваль Русских народных игр »

"Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем"

Цель : приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора , знакомства с народными играми , забавами, обычаями. Повышение двигательной и эмоциональной активности.

Задачи :

Образовательные :

Расширение представлений о традициях русского народа ;

Развивающие :

Развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями ; подвижными играми, забавами.

Развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи.

Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитательные :

Воспитание чувства сопричастности к народным играм , традициям, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству .

Интеграция образовательных областей : «Социализация» , «Восприятие художественной литературы» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Познание» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Оборудование : игрушка матрешка, самовар, костюм медведя, канат.

Персонажи : Сказительница-ведущая,скоморохи, медведь.

Дата проведения :.

Место проведения : спортивная площадка.

План проведения фестиваля русских народных игр

№ Дата, время

Мероприятие Участники Ответственный

Открытие фестиваля

Знакомство детей с неофициальными символами России

Хороводные игры

Все группы. Музыкальные руководители. Инструктор по физ. Культуре.

Русские народные игры

Средние группы

№ 1, 10 Воспитатели групп, музыкальные руководители, инструктор по физ. культуре.

Русские народные игры

Младшие группы № ….

Группы № …. (зрители) Воспитатели групп, инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель

Русские народные игры

Старшие, подготовительные группы

№ … Воспитатели групп, инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель

Закрытие фестиваля

Награждение участников

Все группы. Инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель,

старший методист

Ход развлечения:

Звучит веселая русская народная музыка .

Скоморохи встречают детей и взрослых.

1-й скоморох

Эй, честной народ ,

У ворот не стой!

Ты не спи на пути,

Просим в гости зайти!

2-й скоморох

Спешите, проходите,

Времени осталось в обрез,

Ждут нас прибаутки,

Чудеса из чудес!

1-й скоморох

На празднике нашем железный закон :

Хмурым и угрюмым вход воспрещен!

2-й скоморох

Заходи честной народ ,

Интересное вас ждет!

Заходите, торопитесь,

Отдыхайте, веселитесь!

Праздник наш мы начинаем

И гостей всех приглашаем!

Сказительница-ведущая : Ребята! Всю неделю мы играли с вами в русские народные игры , в которые играли ваши мамы и папы, бабушки и дедушки!

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны

Русский народ всегда любил повеселиться. Во все времена наши прадедушки и прабабушки играли в разные игры. Некоторые дошли и до нашего времени. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие, будем останавливаться на разных станциях и играть в разные игры.

1-й скоморох

Ну, а прежде чем оправиться в путешествие, я предлагаю вам немного размяться.

Детвора веселая,

Ловкая, проворная,

Просто так не вертись,

На зарядку становись!

Зарядка «Зверобика»

2-й скоморох

Продолжается веселье у нас. Предлагаю сесть в наш веселый поезд и начать путешествие. Впереди нас ждет станция «Парковая»

Дети сидя на стульях притопывают ногами «паровозиком» и «едут» (муз. «Поезд» )

Сказительница-ведущая :

Красны девицы, да добры молодцы!

Спасибо, что мимо не прошли -

К нам на праздник зашли.

Проходите, да нашу игру посмотрите.

Игра «КОЛПАЧОК» играют дети 2 г,8.

Сказительница-ведущая :

1-й скоморох

Мы прибыли с вами на станцию - «Веселая площадь» .

Сказительница-ведущая : В старину люди знали много закличек, предлагаю и вам вспомнить русские народные заклички :

1. Группа №2….:

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

2. Группа №9….:

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

3. Группа №7,3….:

Дождик, дождик веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

4. Группа №8….:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышка.

Мы прибыли на станцию «Водная»

Сказительница-ведущая :

Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не взглянешь

Все вокруг светло.

А, ну ребятня, торопись, в «Ручеёк» играть становись! №7,9.

Скоморохи :

Собираться нам пора

Ждет нас станция еще одна!

Продолжают путь (муз. «Автобус» )

Мы проходим через лес, полный сказочных чудес.

Мы приехали с вами на станцию - «Березовая роща»

Сказительница-ведущая :

Символом нашей Родины-России считалась березка!

Послушайте стихотворение про это красивое русское дерево :

Наш любимый край Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева…

Вокруг березки водили хороводы и пели песни.

Хоровод «Земелюшка-черназем»

Исполняют ребята группы №2,8.

Сказительница-ведущая : А знаете ли вы, что еще одним известным символом нашей Родины является Матрешка!

Матрешка - всеми любимая и самая известная русская игрушка , считается исконно русским сувениром , который стараются привезти из России иностранцы и гости.

Показ Матрешки

Ведущая : Издавна русский народ называли «гостеприимным» , потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили : «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Отгадайте загадку :

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник -

Сам заварит, сам нальет (самовар)

Правильно, самовар! (Показ Самовара)

По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками. А вот чай готовили в самоваре

А сейчас мы поиграем в игру «Бай-качи» №7,9.

Ведущий : А сейчас вы познакомитесь с еще одним символом России!

Под музыку заходит Медведь.

Скоморохи :

Вот из леса, о-ё-ёй,

Мишка к нам идет большой!

А мы его не боимся! Правда, ребята? Поздороваемся с Мишкой!

Здравствуй, Мишенька - Медведь!

Будешь с нами песни петь?

Медведь : Я спою и попляшу,

И похлопать мне прошу!

У-у-у! Р-р-р-р!

Вот какой я молодец!

У-у-у! Р-р-р-р!

И танцор я, и певец!

Ведущий : И правда, молодец! А с ребятами нашими хоровод поводишь?

Медведь : С удовольствием! Хоровод «На горе-то калина!» №7,9.

Медведь :

Приглашаю всех ребят

В «Карусель» поиграть.

Становись в кружок дружней,

Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель» №3,8.

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова :

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу) .

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются) .

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию . С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом» .

Сказительница :

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

1-й скоморох

Ну, на славу поиграли,

Показали, все что знали.

2-й скоморох

Русские песни , игры и хороводы

Никогда не выходят из моды!

Без смеха и шутки, друзья

На свете никак жить нельзя.

В народные игры вместе играя ,

Силу и ловкость свою развивая.

1-й скоморох

Пусть же будет всем известно,

Что играть нам интересно.

Мы прощаться с вами будем,

Никогда вас не забудем.

Да и вы не забывайте - В русские народные игры все играйте !

Ведущая : Ну, а теперь, друзья, вперед -

Дорога в группы нас ведет!

На прощание, друзья, - Угощу всех, всех вас я.

Сказочница дарит пирог. Дети пьют чай.

ПотолицынаТатьяна Валентиновна

Инструктор по физической культуре,

Зарапина Анна Константиновна -воспитатель

МБДОУ Д/с № 61 «Тропинка»

Цель: приобщение детей к истокам национальной региональной культуры; обогащение знаний детей о русских народных традициях, обычаях, играх.

Задачи: развивать ловкость, увертливость в беге, умение действовать по сигналу;воспитывать выдержку, внимание, смекалку.

Ход развлечения: Фольклорная группа встречают гостей и приглашают их на ярмарку. Два скомороха держатся за руки, образуя арку для прохода гостей. Рядом на высоте 1 м. от земли протянута лента. Скоморохи завязывают и приветствуют гостей, предлагая пройти через ворота после ответа на вопрос (например: Когда встает солнышко? Какое платье у березки? и т.д.). Если гости ошибаются или не знают ответа им нужно пройти под лентой (высота 1м).

Дети садятся на стульчики.

1 скоморох: Эй, честной народ! Ты не стой у ворот!

Ты не спи на пути, просим в гости зайти!

2 скоморох: Спешите, проходите,

Времени осталось в обрез,

Жду нас прибаутки,

Чудеса из чудес!

3 скоморох: Пожалуйте, гости дорогие!

Веселья вам, да радости!

Давно мы вас ждем, поджидаем

Праздник без вас не начинаем,

И на каруселях прокатиться приглашаем!

(В центре зала стоит взрослый, держит яркий зонт, которому привязаны яркие ленты). Под песню «Этой ярмарки краски» дети мл.гр. Начинают «кататься» на каруселях. Ведущий приветствует всех участников.

Ведущий: Гости желанные, милые, званные!

Праздник русский начинается,

Сюда все приглашаются!

К нам спешите поскорей!

Ждет вас множество затей!

Читаю указ, написанный для вас!

В игры разные играть, честно силу показать!

И еще один приказ:

Смотри не вертись,

Уму разуму учись!

Русский народ всегда любил повеселиться. Во все времена наши прабабушки и прадедушки играли в разные русские народные игры. Некоторые дошли до нашего времени.

1 скоморох: Разойдись, честной народ,

Не пыли дорожка

Девки, молодцы идут

Станцевать немножко!

(Дети подготовительной группы исполняют русский народный танец).

2 скоморох: Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Ведущая:

Отчего ж не поиграть

Все мы играм рады.

А будут ли награды?

3 скоморох: А наградой будет смех – дружный и веселый.

1 скоморох: Ну, тогда для вас ребятки

Очень трудная загадка.

Отгадаете, тот час,

Он появится у вас!

«Я хозяин леса строгий,

Я зимою сплю в берлоге,

А всю зиму напролет

Снится мне душистый мед

Страшно я могу реветь.

Кто же, я скажи? (Медведь)

Ведущая: Расступись, народ честной,

Идет медведюшка со мной!

(Входит медведь, кланяется)

Много знает он потех

Будет шутка, будет смех!

Спой, медведюшка!

(Медведь берет гармошку и громко ревет, затем, кланяется, дети хлопают.)

А теперь спляши медведюшка!

(Медведь пляшет с детьми под русскую народную мелодию).

Ух, уморил! Ну – ка, Миша, отдохни! Да немножечко вздремни.

(Медведь садится на стул. С детьми младшей группы проводится русская народная игра: «У медведя во бору». После игры медведь уходит, прощаясь.)

2 скоморох: Выходит с сумкой.

Хоть сума моя проста, с виду вроде не пуста,

Ну – ка, Саша, подойди, в сумку руку опусти.

(Ребенок достает из сумки вилок капусты).

3 скоморох : Детвора веселая, ловкая, проворная,

Просто так не вертись, а в кружок становись!

Проводится русская народная игра «Капустка» с детьми средней группы.

Все берутся за руки, начинают петь песню:

Ах, капустка, рассадка моя,

Только милому досадка одна.

Ах, капустка, легко стелется –

Двое ходят – третий сердится.

Ах, капустка, золотой корешок,

А мой милый – золотой женишок.

Со словами: «Вейся, вейся, завивайся круг»

В одном месте возле ведущего разрывается круг, и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего).

Затем со словами: «Вейся, вейся развевайся» ведущий начинает быстро раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой, восьмеркой, рывками).

2 скоморох: Теперь Маша подойди,

В сумку руку опусти,

Что лежит там, покажи.

Девочка достает веревку с кольцом.

Проводится русская народная игра «Веревочка с кольцом».

Все играющие, кроме водящего, становятся в круг и держатся обеими руками за веревку, на которую надето кольцо. Участники незаметно передвигают кольцо от одного к другому. Водящий кружится на месте с закрытыми глазами три раза, все остальные при этом приговаривают:

Мы играли у крылечка, потеряли там колечко

Ты колечко отыщи и из круга выходи.

Стоящий в середине должен поймать кольцо. Тот, возле кого оно нашлось, меняется с ним местами и становится водящим. Дети играют в игру 2 раза.

Звучит веселая русская народная музыка. Входят дети с русскими народными инструментами, выступает оркестр.

1 скоморох: Ярко солнце светит, в воздухе тепло,

И куда не взглянешь, все вокруг светло.

Появляется «Солнце».

Солнце: Я солнышко красное

Теплом я богата, играть с вами в игры

Я очень, очень рада, хочу подружиться я с вами скорей

В игру приглашаю, своих я друзей!

3 скоморох: Солнце разгорается,

Игры начинаются.

Проводится русская народная игра «Солнышко».

По считалке выбирают водящего – Солнышка. Остальные дети встают в круг.

«Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче.

А зима теплее! А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «Горячо!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.

2 скоморох: На наших игрища, игр разных – тыща!

В играх рот не развевай! Ловкость, смелость проявляй!

А ну, честной народ, становись в хоровод!

Проводится русская народная игра: «Жмурка и бубенец» с подготовительной группой.

Выбираются «жмурка» и «бубенец». Они находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, бубенцу дают в руки бубен. Кто-нибудь раскручивают жмурку, все хором говорят:

Трынцы-брынцы бубенцы, позолочены концы

Кто в бубенчики играет, того жмурка не поймает!

После чего жмурка ловит бубенца. Остальные держут круг и активно «болеют» за кого – нибудь и дают подсказки. Потом бубенец становится Жмуркой и выбирают нового бубенца.

1 скоморох: Эй, девчонки – веселушки!

Выходите петь частушки!

Частушку шуточную,

Шуточную прибауточную.

Девочки подготовительной группы исполняют русские народные частушки.

2 скоморох: В гости к нам Заря пришла.

Что нам Зорька принесла?

Появляется Заря:

К вам пришла сегодня я,

Раскрасавица Заря!

Принесла гостинцы вам,

Чтоб хватило всем друзьям:

Красным девушкам по перстенёчку,

Молодым молодушкам по детёнышку,

Старым старушка по рублёвику.

А малым детушкам – по игрушечкам!

А ну ка детки, становитесь в круг.

«Заря» играет с детьми старшей группы в игру «Заря».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые,ленты голубые,

Кольца обвитые –За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

1 скоморох: Хорошо играется, да еще хочется

Заря: А на это у меня еще игра припасена.

Русская народная игра «Шапка невидимка»

Игроки образуют круг, смотря в затылок, друг другу, мячик лежит посредине этого круга. Игроки начинают передавать шапку впереди стоящему по кругу, пока кто-то не решит, что его соседу пора стать невидимкой. Игрок с шапкой неожиданно надевает шапку ему на голову со словами: «Берегись невидимки». После этого все игроки разбегаются, а невидимка должен добежать до мяча, схватить его и крикнуть: «Стой, ни с места!».

Затем игроки останавливаются, а невидимка старается попасть мячом со своего места по любому игроку. Если невидимка не попал по кому-то, он бросает шапку и убегает, а игрок, по которому попал невидимка, сам становится невидимкой (т.е. бежит к мячу, надевает шапку и старается попасть по другому игроку и т.д). Если невидимка промахнулся, игра начинается заново.

Ведущая: Без меха и шутки, друзья,

На свете жить никак нельзя.

В народные игры вместе играя,

Силу и ловкость свою развивая,

Друзей настоящих сегодня нашли,

И все испытания дружно прошли.

1 скоморох: Ну, на славу поиграли,

Показали все, что знали

2 скоморох: Добрым молодцам,

красным девицам,

Для потехи, для игры

Разноцветные шары (скоморохи дарят воздушные шары детям).

3 скоморох: На прощание, народ,

Становись в хоровод!

(Все дети с шарами образуют круг – «карусель».Под песню «Этой ярмарки краски» танцуют в хороводе со скоморохами).

Ведущий: Всем спасибо за внимание, за задор, веселье, смех

1 скоморох: За огонь соревнования,созидающий успех.

2 скоморох: Вот настал момент прощания!

Будет краткой наша речь.

3 скоморох: Говорим мы: «До свидания! До счастливых новых встреч!».

Программное содержание:

  • Приобщать детей к русской культуре.
  • Воспитывать любовь, интерес к народным играм.
  • Развивать музыкальность детей.
  • Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
  • Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.
  • Вызывать эмоциональный отклик на происходящее.

Материалы и оборудование:

  • Магнитофон.
  • Диск с русской народной музыкой.
  • Платок для игры «Жмурки».
  • Маски зверей (Мышки, Лягушки, Лисички, Зайки, Медведя) для игры «Теремок».
  • Гимнастические палки для игры «Мед и Сахар».
  • Деревянные ложки для игры «Где работа – там еда».
  • Обруч с ленточками и бубен для игры «Карусель».
  • Лента для игры «Заря-зарница».
  • Канат для игры «Перетягивание каната».

Ход праздника

Дети стоят у входа в зал, их встречает скоморох Тимошка.

Скоморох:

Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!

(Звучит русская народная песня «Светит месяц»).
(Дети подскоками заходят в зал, стают в круг).

Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!

Но сначала давайте с вами познакомимся.

Я – веселый скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
А вас как зовут?

(Тимошка предлагает детям хором назвать свои имена).

Вот мы с вами и познакомились.

Эх, русская душа,
До чего ж ты хороша.
И поет и веселится
Наша русская душа.

Песня «Русская душа».

(Муз. Е.Кошелевой)

Скоморох:

А сейчас, детвора,
Начинается игра.
Дружно за руки беритесь
В хоровод все становитесь!

Танец-игра «Веселый хоровод»

(Муз.В.Рихтера)
(Сборник «Праздники в детском саду» под редакцией М.А Михайловой).
Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст:

Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.

Дети останавливаются, хлопают и поют:

Тра-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля и т.д. до конца фразы.

Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все дети.
Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки, приседание, повороты и т.д. При повторе игры – выбирается новый ведущий.

Скоморох:

Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
Рады все веселью!

Игра «Жмурки».

Дети выбирают «жмурку», завязывают ему глаза, ставят в середину круга, поворачивают вокруг себя несколько раз, затем спрашивают:

– Кот, кот, на чем стоишь?
– На квашне.
– Что в квашне?
– Квас.
– Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой».

Скоморох:

Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка,
Его звали… Чебурашка. (Колобок )

Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… Яга. (Шапокляк )

Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грустный… Пятачок. (Ослик Иа )

Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк,
Его имя… Шапокляк. (Крокодил Гена )

Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле… (Теремок )

Скоморох:

Отгадали вы загадки.
Молодцы, мои ребятки.
Становись в кружок опять
Будем в «Теремок» играть!

Хороводная игра «Теремок».

(Русская народная песня, обработка Т.Попатенко)
(Музыкальный руководитель №3 – 2004)
Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).
Дети идут по кругу и поют:



Вот по полю, полю, Мышка бежит

(Мышка бежит за кругом)

(Дети останавливаются)

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).

Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, Лягушка бежит,

(Лягушка прыгает за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

(Лягушка стучит и поет)

Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка:
Я Лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!

(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их ловит).

Скоморох:

Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!

Сейчас я приглашаю силачей силой помериться.

Игра «Мед и Сахар».

Дети садятся на пол по два человека друг против друга – с одной и с другой стороны держась за палку. По сигналу начинают ее перетягивать – соревнуются, на чьей стороне больше силы.

Скоморох:

А сейчас, ребята, не зевайте –
Еще одну загадку отгадайте!

Много ешь или немножко,
Но нужна к обеду… (ложка ).

Снова нас зовет игра,
Поиграем, детвора!

Игра «Где работа – там еда».

На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.

Скоморох:

Поиграли, – отдохнем,
Дружно песню запоем.

Песня «Расписная ложка».

(Муз.Н.Суховой)
(Сб. «Музыкальная палитра» №6-2007)

Скоморох:

Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель».

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».

Скоморох:

А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!

Игра «Заря-зарница».

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой. Дети поют:

Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Скоморох:

Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Золотые ворота»!

Игра «Золотые ворота».

8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.

Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит скоморох Тимошка, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети приговаривают:

– Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас.

На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.

Скоморох:

Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
Силу нашу силушку
Всем нам надо показать.

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох:

Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.

Без меня вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.
Зовите меня, скомороха Тимошку,
Развеселю я вас немножко!

(Под музыку русской народной песни «Светит месяц» дети уходят из зала.)